вторник, 14 июля 2015 г.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КАДРИЛИ

(по материалам В.Э. Золотова)







              
                                                                                                                          Кадриль появилась в быту русского человека гораздо позднее других групповых плясок. И сразу выделилась своеобразным построением, чётким делением на пары, на отдельные короткие самостоятельные части, называемые фигурами, и рядом других признаков. По количеству исполнителей кадриль схожа с другими традиционными групповыми русскими народными плясками, но, тем не менее, она выделяется в самостоятельный вид.
Салонная французская кадриль восходит к английским контрдансам и является их разновидностью. Контрданс – народный танец английских крестьян, появившийся в ХVII веке.
Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и России, начла распространяться у нас в народе в начале XIX века. Складывающаяся веками, богатая традициями танцевальная культура народа оказала огромное влияние на кадриль. Она подчинила ее своей национальной манере, стилю и характеру исполнения.

В народе кадриль не только претерпела изменения и совершенствования – многие кадрили сочинялись заново. Она приобрела своеобразия, движения, рисунки. Впитала в себя исконно русскую самобытную манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построения и название, которое часто изменялось на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др.
Кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бального танца говорили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесённые в неё народом, и дали этому танцу долгую жизнь.
Как правило, кадриль пляшут парами – парень и девушка. Одни кадрили исполняются под распространённые плясовые песни, которые поют не только исполнители, но и окружающие их зрители. Другие – и это чаще всего - идут в сопровождении инструментов (гармошки, балалайки, баяна и т.д.) Третьи - в сопровождении песни и музыкального инструмента одновременно.
Каждая фигура кадрили чаще всего отделяется от другой паузами - остановками, как в музыке, так и в пляске, хлопком в ладоши, притопом, выкриком и номерами фигуры и ее названия.
Реже встречаются кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна беспрерывная мелодия, исполняемая на каком – либо инструменте. Однако и здесь фигуры кадрили чередуются, они ясно и чётко разграничены. В таких кадрилях названия или порядковые номера выкрикиваются ведущим или заводилой в момент перехода из одной фигуры в другую. А если кадриль хорошо срепетирована, то иногда обходятся и без объявления, как это происходит, например, в «Дорогорской кадрили» Архангельской области.
Иногда фигуры кадрилей имеют сугубо местные названия. Так, в Архангельской области наряду со словом "фигура" бытует также слово "игра" - "первая игра", "вторая игра", в Кировской области фигура - колено", а в Костромской области кадриль, состоящую из семи фигур, называют семизарядной. Есть кадрили, где фигуры не имеют определённых названий, а только нумерацию: первая фигура, вторая и т.д.
Часто в кадрилях каждую фигуру называют по характеру пляски или по характеру исполняемого движения - "задорная", "проходочка", "дробить", или по отношению пляшущих между собой - "знакомство", "коситься", "со второй», или по рисунку танца - "звёздочка", "воротца", или по названию песни, под которую исполняется фигура, - "на горку", "'сени" и т.д.
Кадриль, развивалась и усложнялась по рисунку танца, его техническому совершенствованию, все время продолжала обогащаться новыми фигурами. Так, отдавая дань времени и моде, народ ввёл в кадриль новые фигуры - "вальс", "польку". Такие фигуры есть в "Череповецкой кадрили" Вологодской области.
Появившись в конце XIX века, частушка также органично вошла в русскую кадриль. Частушки в сочетании с аккомпанементом различных музыкальных инструментов иногда сопровождают всю кадриль, но чаще - ее отдельные фигуры. Во многих кадрилях эти фигуры так и называются - "под частушку". В деревнях Архангельской и Вологодской областей гармонисты и балалаечники часто исполняют наигрыш - "русского" в местном варианте с частушками. Многие кадрили сопровождаются только песнями.
Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в неё многие фигуры русских хороводов и плясок: "корзиночка", "звёздочка", "воротца", "круг", "прочее" и др. Обогатилась и форма построении кадрили. Ее начали исполнять и линиями, и квадратами в круговом построении. В кадрили стало принимать участие различное количество пар: от двух до восьми и больше.
Такие кадр или, где принимают участие две пары исполнителей, встречаются во всех северных областях России.
Так, например, в Костромской области жители села Красное исполняют любимую ими "Красносельскую кадриль" двумя парами (четвёрками). Количество четвёрок по ходу исполнения кадрили может увеличиваться, и хотя каждая четверка пляшет самостоятельно, она синхронно с другими четвёрками повторяет одни и те же движения.
В кадрили семь фигур. Кадриль исполняется плавно, манера величавая, темп средний, основной ход - короткий шаг в каждую четверть, Парни очень внимательны к девушкам, в их пляске лёгких притопов II мягких присядок. Девушки пляшут сдержанно, скромно, с большим достоинством, в кружениях парами и переходах они часто пальцами правой или левой руки придерживают юбку.
Если салонная французская кадриль состояла только из пяти-шести фигур, то в русских парных кадрилях их бывает от трёх до четырнадцати и даже более, В различных областях России кадриль начинается по-разному. В Архангельской области парень лёгким поклоном приглашает девушку, и она идёт за ним. Часто он подаёт руку девушке, и они идут вместе, а затей парень первой пары объявляет название или порядковый номер фигуры - игры.
В ряде кадрилей Костромской области ведущий перед началом кадрили говорит:
"Срубим сосну, срубим ель, Начинается кадрель»
В северных кадрилях много кружения в парах. Парни кружатся не только со своими, но и с чужими партнёршами. Каждая фигура в кадрили почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки.
Так, в некоторых кадрилях Кировской области во время кружения парень берет девушку правой рукой за талию, а левой - за ее правую руку, обе руки прикоснуты в локтях. Левая рука девушки лежит на локте, а голова - на плече у парня. Их соединённые руки немного покачиваются вверх-вниз. В кадрилях Архангельской области, особенно по рекам Мезени и Печоре, распространено кружение "под локоток". Парень и девушка правыми слегка согнутыми руками поддерживают локоть друг друга.
По окончании кадрили в Архангельской и других северных областях парень благодарит свою партнёршу поклоном или пожатием руки, а после этого они благодарят и остальных участников кадрили одновременным поклоном одной пары другой паре.
Основная трудность исполнения кадрилей — в особенности их манеры, стиля и характера исполнения. В каждой местности кадриль пляшут по-своему. Это такая пляска, об особенностях исполнения которой нельзя говорить даже в масштабе области. Кадриль чрезвычайно гибка и изменчива, каждый город и каждое село создавали и создают кадрили со своими особенностями "исполнения ("Каргонольская" Архангельской области, "Устюжпнская" Вачогодскои области. "Афанасьевская" Кировской области, "Сущевская" Костромской области и др).
Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных, и в будничных народных костюмах, но чаще всего ее пляшут в костюме, вошедшем в быт в более позднее время, почти одновременно с кадрилью.
В северных областях России кадриль стала появляться лишь в конце XIX и в начале XX века. Здесь пляшут и квадратные, и линейчатые, и круговые кадрили, но чаще встречается линейная: двухрядная кадриль. Построение в два ряда - в две шеренги - являлось наиболее распространённым в северных хороводах и плясках, и это, несомненно, повлияло на построение деревенской кадрили в северных областях России.
В линейном (двухрядном) построении "улицей" могут участвовать 4, 6, 8 и более пар. Пары располагаются в таком порядке: слепа от зрителя первая пара, в другой линии, напротив неё, вторая пара и т. д.; таким образом, слева от зрителя все нечётные» справа - вес чётные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Пары идут друг на друга одновременно или одна пара подходит к другой, и это главное в композиции линейной кадрили.
Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях, и на улице.
Линейным кадрилям свойственны различные перестроения и переходы пар, например:
1) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на слое место;
2) пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте, например. Первая пара идёт к стоящей на месте второй, а четвертая - к третьей паре и т.д.; подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся против хода часовой стрелки, затем пришедшая пара, пройдя под "воротниками" другой пары, возвращается на своё место;
3) девушки образуют круг между двумя линиями парней; круг может состоять и из парней, тогда девушки находятся в линиях;
4) две линии идут навстречу друг другу, одна линия проходит под " воротниками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «ворошками» проходи уже другая линия.
Квадратную кадриль называют по-разному, часто угловая иногда "на четыре стены" или "по углам". Такое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей, как правило, исполняется четырьмя парам и стоящими друг против друга по углам, или по сторонам квадрата. Чаше всего пары располагаются в таком порядке:
слева, от зрителя первая пара, напротив неё по диагонали вторая, слева от первой пары ту третья, справа - четвертая пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагоналям, или крест-накрест. Поэтому количество пар, участвующих в пляске, должно быть не больше не меньше четырёх, поскольку при таком движении иное количество пар принять участие в кадрили не может. Разве что можно образовать новую, стоящую рядом четвёрку, которая будет повторять те же движения.
В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и переходов пар, например:
1) две пары одновременно сходятся к центру, затем возвращаются на свои места;
2) две противоположные пары идут навстречу друг к другу и меняются местами; две другие пары пли стоят, на месте, или кружатся;
3) две противоположные пары идут навстречу друг к другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или меняются местами;
4) две противоположные пары сходятся в центре и парень одной пары передаёт другому свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними.
Как эти, так и другие построения и переходы часто можно встретить в квадратных кадрилях, исполняемых в разных областях России.
В круговой кадрили, как правило, участвуют также чётное количество пар, чаще 4 или 6, реже 8. Но иногда, в виде исключения, в круговых кадрилях может плясать и нечётное количество - 5 или 7 пар, но количество пар должно быть не меньше 4-х.
Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведётся по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находится слева от зрителя.
В круговых кадрилях движение пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, ПРОТИВ движения часовой стрелки, иногда и по движению часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно, например:
1) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока не дойдут до своих партнёров. Или же наоборот: девушки стоят на своих местах, а их партнёры проходят по кругу;
2) парни и девушки сходятся к центру круга в противоположных направлениях, пока, не дойдут до своих партнёров;
3) парни или девушки сходятся к центру круга, образуя "звёздочку" или "круг"; и совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;
4) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу
5) исполнители совершают обход со своими партнёрами правым или левым плечом вперёд.
Круговые кадрили могут исполняться простым, шаркающим или переменным шагами.
Встречаются кадрили, которые исполняются также парами, но состоящими из девушек или молодых женщин. Они проще по рисунку, в них мало одиночных переходов. В основном переходы исполняются парами. Количество фигур не превышает 5-ти. Отличаются эти кадрили и по характеру исполнения. В них нет традиционных ухаживаний и провожаний, которыми так богаты кадрили, исполняемые смешенным составом.
Русская кадриль - простое, свободное общение между партнёрами, разнообразие фигур, обилие музыкального и песенного материала, гибкость и мобильность в отношении количества участвующих в ней пар. Кадриль плясалась не только на больших гуляньях и по большим праздникам. Это бытовая каждодневная пляска для души, для отдыха.
И неслучайно кадриль полюбилась и молодёжи и людям всех возрастов и национальностей.

http://brcdod.bru.kubannet.ru/prilogeniy/razrabotki_PDO/kadril.pdf 


Если Вы живёте в Москве и хотите научится танцевать кадрили, загляните в нашу группу https://vk.com/event93521829.
Здесь Вы найдёте расписание и место проведения занятий

Комментариев нет:

Отправить комментарий