понедельник, 19 марта 2018 г.

Уроки Б.С. Ефремова. Урок 5








Сегодня один из самых сложных уроков. Я попробую объяснить, а вы понять, такой музыкальный термин, как длительности нот. Нам он будет необходим в дальнейших заданиях. Очень прошу понять меня, то, о чем я говорю, следующие задания будут целиком опираться на знания длительностей в нотной записи. Ну а кто знает ноты, тому будет легче.


УРОК 5.

Аккорд D7, длительности нот, игра с ударами вниз и вверх.

Аккорд D7 легко получается, если после аккорда G большой и указательный пальцы нужно оставить на месте, а средний и безымянный опустить на струны вниз, т.е. глушатся струны 1, 3, 6, 7, звучат 2, 4, 5, 8.

Чтобы попрактиковаться с этим аккордом, я выложил вам новогоднюю песенку в тему. Как и ранее, наверху аккордовое сопровождение, на нотном стане мелодия. У кого нет желания , учить мелодию, а я думаю, что их единицы,тот может играть только аккорды.


Длительности. В нашей музыке одна доля равняется "четверти" . Если "четверть" разделить пополам, то получятся две "восьмые" ноты, каждую из которых можно тоже поделить пополам, и из каждой "восьмой" ноты получится две "шестнадцатых" ноты.

 Написание. В наших нотах первая нота в первом такте- четверть. Во втором такте под одной "крышей" две "восьмые" ноты. В пятом такте под двумя "крышами" четыре шестнадцатых. Таким образом, одна четверть по протяженность равна двум восьмым или четырем шестнадцатым. 

Это все не сложно, если вспомнить песню Как под горкой по горой. Там нет шестнадцатых, а есть только восьмые и четверти. Так вот, восьмые мы играли ударом вниз на каждую ноту, а четверть была в два раза длиннее, поэтому около нее я ставил "-".

Когда мы играли восьмые ударом вниз, рука возвращалась вверх не цепляя струны, а, если бы цепляла, то получалась бы игра шестнадцатыми нотами, т.е. дробили бы каждую восьмую ноту. 

Сегодня будем учиться играть ударом вниз-вверх. Для этого большой и указательный пальцы правой руки собираем крестиком- большой палец кладется между первой и второй фалангами указательного. При игре вниз ударяем по струнам ногтем указательного пальца, при движении руки вверх- ногтем большого. 

Теперь посмотрите ноты "Длительности". 
1 такт- один удар вниз.
2 такт- два удара вниз. 
3 такт- вниз-вниз вверх
4 такт вниз-вверх-вниз
в пятом такте написаны четыре шестнадцатые. Мы их играем вниз-вверх-вниз- вверх.

В "Длительностях" показаны основные варианты дробления одной доли-четверти. зная их можно будет уже играть по нотам, не прибегая к прослушиванию аудиозаписи.
Дорогие мои, пожалуйста, напрягитесь, поймите основную идею записи частушек. Именно для того, чтобы играть на гуслях мелодию и различные варианты мелодической линии мы стали изучать игру с постановкой пальцев между струн. Далее в следующих уроках ничего сложнее уже не будет, будем просто увеличивать свой репертуар, играя более разнообразно и изысканно.
На этой неделе я в Москве и могу ответить на все вопросы, связанные с данным уроком. Пожалуйста, задавайте их. Мне нужно понять, что я не смог объяснить... Ну а тем, кто с нотной грамотой знаком, главное, отрабатывать навыки игры по одной струне различных ритмических рисунков.
Удачи вам и радости с гуслями.







Продолжение смотрите по ссылке

Комментариев нет:

Отправить комментарий